Корпоративные стиляги: костюм - лучший друг карьериста
Автор: Ольга Промптова, Александр Цакунов
Источник: Ведомости, 26 июня 2003
Если вы давно работаете в крупной российской
корпорации и вас не продвигают по службе, вам стоит пересмотреть свой
гардероб. Такой вывод можно сделать из недавнего исследования компании
HR Partners. Ее специалисты попытались проанализировать, насколько
корпоративный стиль одежды распространен в России и чем наши компании
отличаются здесь от западных.
HR Partners опросила в общей сложности
75 компаний, российских и местных подразделений западных корпораций,
представляющих разные отрасли. Выяснилось, что в целом российская
культура делового дресс-кода почти приблизилась к западной. И все же
есть некоторые любопытные отличия, которые, по мнению специалистов,
отчасти объясняются особенностями национального стиля управления.
Так, в российских фирмах дресс-код
предписывается даже чаще, чем в западных (79% против 70% ). Однако это
вовсе не свидетельствует о том, что сотрудники наших компаний одеваются
более строго. Просто бизнес-культура в отечественных корпорациях
недостаточно укоренилась, и сотрудников приходится подчинять каким-то
правилам. "Скорее всего, в западных компаниях некоторые вещи
предполагаются по умолчанию: в чем можно приходить, в чем нельзя. А в
наших это чаще приходится прописывать", - говорит Игорь Чепкасов,
директор HR Partners по операционной работе.
Этот тезис разделяет директор по
персоналу московского подразделения Deutsche Bank Максим Макаров. "У нас
дресс-код формально нигде не прописан, но негласно его все знают, -
говорит он. - Мы ожидаем от сотрудников "деловой" вид. Не
приветствуется, когда люди приходят в майках или безразмерных джинсах".
"Специфика наших людей такова, что
мы любим ходить в свободной одежде, а не в костюмах. Тут дело,
наверное, в русской душе: свободной и непостижимой. Поэтому российским
компаниям приходится чаще прописывать стиль одежды", - соглашается
Татьяна Добровольская, директор по персоналу группы компаний "Ландия".
В "Ландии" начали вводить
дресс-код три года назад: для руководителей был написан документ с
рекомендациями в отношении внешнего вида их подчиненных. Однако единые
правила в результате действуют не во всех подразделениях "Ландии". В
холдинг входят компании разного профиля. В одной из них, занимающейся
продажей упаковки и ориентированной на западных клиентов, действительно
пришлось "законсервировать" стиль одежды - только костюм. "А вот в
другой компании, торгующей металлопрокатом, сколько мы ни пытались
ввести дресс-код, не получалось. Потом мы решили, что их клиентам
[строительным компаниям] это и не нужно", - рассказывает Добровольская.
С другой стороны, российские
компании реже предоставляют "узаконенную" возможность расслабиться хотя
бы раз в неделю. Casual Friday есть в большинстве западных офисов (64% )
и только в 44% наших. По мнению Чепкасова, это следствие
закрепощенности и негибкости российских руководителей: раз уж ввели
общие требования к внешнему виду, то нужно придерживаться их всегда, без
исключений.
И возможно, это не очень
правильно. Ведь "джинсовая" пятница - тоже инструмент мотивации: таким
образом празднуется конец рабочей недели. Тем более что во многих
компаниях есть традиция совместного похода в этот день в какой-нибудь
бар.
Хотя в тех российских компаниях,
где все же есть casual Friday, к ней относятся именно как к
мотивирующему фактору. "Важно то, что человек в такие дни чувствует себя
более комфортно по сравнению с предыдущими "костюмными" днями", -
говорит Игорь Дубинников, директор по персоналу компании "Тринити
Автомотив Групп". Как написано в специальном руководстве, выдаваемом
новым сотрудникам этой компании, все, у кого нет деловых встреч, по
пятницам могут одеваться "по-деловому, но не в костюм". Однако и здесь
накладываются ограничения. Например, джинсы могут быть любые - черные,
коричневые, - но желательно не светло-синие: потому что они могут
выглядеть неряшливо, если не идеально отстираны.
Но, пожалуй, самая любопытная
особенность дресс-кода в России в том, что он нередко касается только
руководителей. Политика корпоративного стиля одежды, затрагивающая в
западных компаниях практически всех сотрудников (91% ), у нас касается
лишь 68%. Причем 12% компаний заявили, что это относится только к
менеджерам (среди западных участников исследования таких нет вообще).
Действительно, в некоторых
российских компаниях так и происходит: если в коридоре встретишь
человека в костюме и при галстуке, то наверняка можно сказать, что это
менеджер (или сотрудник службы безопасности). Получив повышение
(например, став начальником отдела) , сотрудники часто меняют стиль
одежды на более строгий.
"Классовое расслоение" по внешнему
виду, с одной стороны, удобно для рядовых сотрудников: можно ходить на
работу в том, что удобно и нравится. Однако карьере это может помешать.
Человек, одевающийся на работу по всем правилам дресс-кода, будет
восприниматься вышестоящим руководством как человек более
профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее всего,
первого пошлют на обучение или повысят в должности. "Если хочешь быть
начальником, то одевайся как начальник, говори как начальник", -
соглашается HR-менеджер группы предприятий "ОСТ" Елена Лабзина.
Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2003/06/26/63137 |