Автор: Ольга
Боголюбова.
Опубликовано: 11.10.2005
Кадровый вопрос,
давно уже измучивший российский бизнес, — это ведь не только «Где
найти?», но и «Как сохранить?» Хуже всего, что профессиональные
«охотники за головами» совершенно не интересуются секретаршами,
водителями и грузчиками. Им подавай самое ценное — эффективных
управленцев, амбициозных и успешных менеджеров, наиболее
квалифицированных и многообещающих.
Некоторые работодатели
считают лучшей оборонительной системой «железный занавес». Алексей
Комаров, генеральный директор кадрового агентства «Авеню» и известный
эксперт в сфере хедхантинга, советует создать в компании информационную
блокаду: «Нужно максимально сузить сведения о ваших ценных сотрудниках.
Они не должны «светиться» во внешней среде: давать интервью журналистам,
выступать на конференциях и семинарах, писать статьи». По мнению
Комарова, не следует также сообщать СМИ о новых назначениях в компании.
Узнав об удачах ваших менеджеров, об успешно выполненных ими проектах,
другие работодатели тут же возьмут их на заметку, а хедхантеры занесут в
свои базы данных и легче смогут выйти на них. Логика проста: кому же не
хочется заполучить менеджеров, которые явно позволят компании
преуспеть!»
В крупных компаниях защита от хедхантеров нередко
поручается службам безопасности, использующим все средства, вплоть до
прослушивания телефонных разговоров и перлюстрации электронной почты. «В
таком случае сотрудники просто не ведут доверительные беседы по рабочему
телефону и не переписываются по электронной почте с потенциальными
хедхантерами, — утверждает Алексей Комаров. — Но это не гарантия, что им
не позвонят домой или по мобильному телефону и не позовут обсудить
«интересное предложение» на нейтральной территории. Так что переманить
сотрудника, в принципе, можно всегда».
Кстати, политика
«железного занавеса» может привести и к весьма неприятным последствиям.
«Обстановку «шарашки» вынесет далеко не каждый сотрудник, — отмечает
независимый консультант Игорь Чепкасов. — Более того, в такой атмосфере
некоторые работники сами начинают искать встречи с «охотниками».
Наконец, известно: чем плотнее мы закрываем двери, тем больше желающих
за них заглянуть. И все же примитивные меры предосторожности важны,
иначе хедхантеры просто на голову сядут, и работать будет невозможно».
Контакт со своими «жертвами» хедхантеры устанавливают, как
правило, по телефону. А значит, первый заслон можно попытаться поставить
на уровне секретарской службы. «Нужно подготовить секретаря,
проинструктировать его о том, с какими сотрудниками он может соединять
людей «извне» по телефону, с какими — нет, — рекомендует Алексей
Комаров. — В этом смысле секретарь должен быть дотошным и
подозрительным, чтобы затруднить проникновение хедхантеров». В некоторых
компаниях секретарей даже посылают на тренинги, где учат «на слух»
распознавать потенциальных хедхантеров и с подозрением относиться к
просьбам соединить с главным бухгалтером или «напомнить» фамилию вашего
директора по маркетингу. Как минимум, секретарь должен просить
представиться всех, кто звонит в офис.
Впрочем, даже самого
бдительного секретаря опытный хедхантер легко обойдет. Асы маскировки и
мастера перевоплощения всегда найдут способ добраться до интересующего
их человека.
Сегодня во многих российских фирмах от секретарей
требуют наводить справки о звонящих и только потом соединять их с
сотрудниками. «Здравствуйте, вас беспокоит корреспондент журнала
«Предприниматели и коммерсанты» Василий Хитров. Я хотел бы услышать
экспертное мнение вашего директора по маркетингу в связи с нынешней
ситуацией на рынке. Соедините меня с ним, пожалуйста». Вроде бы рядовая
ситуация. Самое простое, что может сделать в таком случае секретарь, —
попросить перезвонить через полчаса и тем временем навести справки через
Интернет или по телефону — о журнале как таковом (его может и не
существовать в природе), о корреспонденте с такой фамилией и порученном
ему редакционном задании.
И все же это лишь первый эшелон
обороны. «Во многих фирмах действует жесткий запрет на телефонные
контакты ключевых сотрудников с посторонними лицами. Однако
профессиональный хедхантер может разыскать их в спортклубах, в
магазинах, на тусовках, — признает Алексей Комаров. — Нужно лишь узнать,
что человек делает в свободное время, где может находиться помимо
работы, с кем общается».
Наконец, «телефонный» заслон может
серьезно затруднить работу любой компании. Вот почему Игорь Чепкасов
предлагает и вовсе… легализовать звонки хедхантеров: «Легализация таких
звонков дает работодателю понимание конкурентных преимуществ и ценности
своих сотрудников. Это хороший повод для обсуждения и установления
своевременных мер для совершенствования политик и процедур, принятых в
компании. Работникам же такие звонки приносят ощущение востребованности
на рынке, знание цены своих карьерных перспектив и ощущение доверия со
стороны работодателя».
Легкая добыча
Кто
чаще всего попадает в сети
«охотников за головами»? Собрав мнения и оценки ведущих специалистов в
сфере хедхантинга, «Бизнес-журнал» получил исчерпывающий список
позиций.
- Летуны, превратившие смену мест работы в хобби.
- Люди, для которых самое главное — размеры личного дохода. Стоит
им
предложить зарплату на 25–30% больше, и они на все согласны. Часто они
априори уверены, что в вашей компании получают меньше, чем заслуживают.
- Сотрудники, эффективность которых оценивается необъективно. Их
не
хвалят, не повышают в должности, им не выдают премий и не признают их
достижений.
- Сотрудники, не вписывающиеся в корпоративную
культуру
компании.
- Уставшие от рутины — те, кто ощущает профессиональную
пробуксовку и мечтает о новых перспективах, задачах и достижениях.
- Работники малоизвестных фирм, если им предлагают место в
именитой и
выдающейся компании
- Не сработавшиеся с непосредственным
начальством. Ведь бывает, что победить взаимную патологическую
непереносимость невозможно, легче уйти!
На
удержание
Можно ли накрепко «закрепить» ценного сотрудника в
компании юридическим путем? Некоторые руководители пытаются добиться
этого, в частности, оплачивая работникам дорогостоящее обучение
(последним это тоже выгодно, поскольку в конечном итоге повышает их
рыночную стоимость). «В этом случае заключается контракт, согласно
которому получивший дополнительное образование за счет фирмы сотрудник
обязан отработать в ней определенный срок, — говорит Алексей Комаров. —
Тогда он не сможет просто так сбежать. А если все–таки рискнет, то по
решению суда должен будет вернуть плату за обучение». Способ хороший,
но, увы, далеко не все работодатели готовы без конца учить самые ценные
кадры. К тому же практика показывает: тех наемных сотрудников, которых
владелец бизнеса больше всего боится потерять, дополнительно учить как
раз не нужно!
Впрочем, есть и другие формы «кредитования»,
способные снизить риск потери ценных кадров. Независимый консультант
Дарья Лысенкова приводит пример такого рода: «В одной из фирм всем
ключевым сотрудникам директор выдал долгосрочные кредиты на покупку
квартир, автомобилей, дач и дорогой бытовой техники. И таким образом
«закрепил» специалистов на длительное время».
Не стоит забывать и
о «воспитательной работе». Да, мы живем в циничное время. Однако всегда
полезно напомнить: порядочность менеджеров и их отношение к
работодателям — не менее важный актив на рынке труда, чем полученные
дипломы и эффектный послужной список. «Если человек готов бросить все
ради нового предложения, это существенно портит его репутацию. С другой
стороны, ни один менеджер не подпишет контракт, в котором будет сказано,
что его могут удерживать в компании вопреки желанию».
Из
конкурентоспособной компании, привлекательной по деньгам и решаемым
задачам, бегут реже. Но и здесь не следует забывать о таких проверенных
инструментах, как внутренний пиар и отслеживание ситуации в своем
сегменте рынка.
— Интересуйтесь тем, как живут партнеры и
конкуренты, — призывает бизнес–тренер Светлана Иванова, долгое время
работавшая директором по персоналу Johnson & Johnson Russia. —
Полезно бывает провести обзор рынка труда, мониторинг зарплат и
социальных пакетов (и это можно делать не только перед аттестацией
персонала), а потом сообщить сотрудникам, каковы среднерыночная
стоимость и доходы специалистов их уровня. Почему бы не сделать такое,
если ваша компания имеет по этим показателям явное преимущество перед
конкурентами?
Алексей Комаров также уверен, что лучшей обороны,
чем грамотная и продуманная система стимулов и вознаграждений
сотрудников, — не существует. При этом, отмечает он, следует четко
представлять себе, какая структура компенсационного пакета лучше всего
подходит тем или иным сотрудникам: базовая зарплата, надбавки, доплаты,
бонусы?
Система нематериальных стимулов и мотивации на
эффективную работу в компании — куда более «долгоиграющее» средство
обороны. «Работодатель должен ясно себе представлять, каковы ожидания
его ключевых сотрудников по каждому пункту, — отмечает Игорь Чепкасов. —
Изменяются обстоятельства личной жизни людей, поэтому надо постоянно
поддерживать контакт с сотрудниками, чтобы не пропустить этот
критический момент, когда у них происходит переоценка важности факторов
мотивации. Идеального сочетания предложения компании и пожеланий
работника не бывает. Хотя бы потому, что политика развития персонала
едина для всей организации. В этом случае важно, что нравится сотруднику
и что вызывает отторжение. Эта «дельта», разница между плюсами и
минусами, на уровне консенсуса или компромисса, и создает мотивацию».
Не менее важно знать, что конкретно мотивирует сотрудников на
работу именно в вашей компании. Это ведь не абстрактные «хорошие
условия», а совершенно конкретные вещи! Директор по персоналу компании
«Майя» Алена Гулиева подсказывает: «Службе по персоналу нужно проводить
социометрические исследования, анализ социально–психологического климата
в коллективе, опросы удовлетворенности работой. Все это мотивирует
людей: на них обращают внимание, а это, как известно, приятно». А Игорь
Чепкасов перечисляет список вопросов, на которые работодатель или хотя
бы руководитель кадровой службы обязательно должны знать ответы: «Какие
возможности профессионального и карьерного роста сотрудники считают
наиболее привлекательными? Кем видит себя каждый из них через 3 года,
через 5 и даже 10 лет? Интересны ли им амбициозные проекты, хотят ли они
остаться в рамках избранной профессии или видят иные перспективы роста?»
А есть и другие вопросы, совсем уж личного свойства, связанные с
балансом «работа/личная жизнь» или возможным переездом работника в
другой район, откуда он теперь добирается до работы не час, как прежде,
а целых два.
Все это элементарные, как будто очевидные вещи. Но
именно из таких мелочей и складываются отношения между работодателем и
наемным сотрудником. «Сложнее всего переманить специалиста, который
ассоциирует себя с компанией и считает: «Компания — это я», — утверждает
консультант Дарья Лысенкова. — Он абсолютно уверен, что самореализуется,
что востребованы его опыт, умения и таланты, и его не тянет на сторону.
Работника, которого компания воспитала и обучила, также трудно
«сдернуть» с места. Все просто: фирма заранее позаботилась о том, чтобы
сделать его лояльным. А лояльность — это якорь, который удерживает
человека в компании».
Если к другому уходит невеста
…То
еще неизвестно, кому повезло. «Сотрудников стоит удерживать, но лишь при
условии, что они вам необходимы и смогут использовать свою
компетентность в полном объеме уже в ближайшем будущем», — подчеркивает
директор по персоналу компании «Майя» Алена Гулиева. В конце концов, мир
не перевернется, если кто–то и уйдет.
Да, хедхантеры не дремлют.
И строить защитные сооружения от их снайперских выстрелов следует
заранее, иначе есть риск понести большие потери. Однако ни «железный
занавес», ни запреты, ни слежка за персоналом не помогут. Лучшая линия
защиты — четкая и справедливая система мотивации и поощрений,
благоприятная атмосфера в коллективе, гуманная корпоративная культура,
гласность и налаженная обратная связь.
Лидер и
харизма
Давно замечено:
удержать ценных сотрудников в организации способна харизма руководителя.
«Это, пожалуй, единственный инструмент, с помощью которого вы сегодня
можете притянуть молодежь, — уверена Алена Гулиева («Майа»). — Нужно
увлечь молодых людей работой в вашей компании как «большим спортом», а
стратегическое видение первого лица должно царить над всеми иными
концепциями». Яркий пример есть у Клауса Кобьелла в книге «Мотивация в
стиле экшн»: «Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей,
чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить
деревья. Надо заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они
сами построят корабль!»
© 2006, Издательский дом <КОМПЬЮТЕРРА> | http://www.computerra.ru/ Постоянный адрес статьи: http://offline.business-magazine.ru/2005/80/235289/ Журнал <Бизнес-журнал> | http://www.business-magazine.ru/
Источник: http://offline.business-magazine.ru/2005/80/235289/ |