Как Вы пришли в профессию? Почему остались? Медленно и
верно. Меня всегда интересовало разнообразие человеческого поведения. Еще учась
в Новосибирском университете (факультет естественных наук) занимался
генетическими моделями шизофрении, затем в Институте цитологии и генетики –
анализом наследования личностных характеристик человека и психобиологическими
корреляциями, затем поведением человека в условиях организации, его мотивацией
и развитием, и, наконец, стратегическими вопросами развития бизнеса, где
человеческие ресурсы являются одной из важных составляющих. Ваше определение HR? Буквально
«человеческие ресурсы», персонал, кадры. Надо уточнять каждый раз, о чем речь:
если HR Management, то управление персоналом и развитие персонала
(иногда для обозначения последнего используют термин HR Development, хотя
понятно, что без развития управления не бывает), если HR Systems, то философия
и технология постановки работы с персоналом, если HR Capital, то
финансовый аспект – инвестиции и отдача от вложений в человеческие ресурсы,
если HR Strategy, то соответственно, та часть бизнес-стратегии, без
которой ничего с места не сдвинется. Некоторые пиарщики против аббревиатуры «PR», они
говорят «связи с общественностью». Как правильно: «HR» или «управление персоналом»? Я не
против аббревиатур. Можно и HR, только нужно определиться, что имеется в виду
(см. ответ на предыдущий вопрос). Другое дело, надо-таки стараться говорить
по-русски, в этом смысле есть «эйчаровцы», которые против термина HR.
Аббревиатуру и американизмы типа PR и HR можно оставить для внутренних
коммуникаций. Каково, по-вашему, состояние HR-отрасли на сегодня? Что-то я
не слышал о такой отрасли (шутка). Если говорить об HR-системах, то развиваются
эволюционно и территориально неравномерно, по мере созревания бизнеса. Иногда
наблюдаются перескоки и заскоки, когда пытаются применить нечто такое из систем
управления, до чего ни сама организация, ни ее руководство еще не доросли.
Кончается чаще всего HR-коликами и HR-несварением. Сформировано ли на данный момент российское HR-сообщество? И да, и
нет. Отдельных институтов, претендующих на ту роль, которую играют за рубежом SHRM,
IPD и другие, пока нет, они то формируются силами энтузиастов, то распадаются
силами проходимцев. Однако всегда можно назвать конкретных людей, опыт которых
заслуживает уважения, и есть профессиональное общение между ними, хотя по
большей части и неформальное. Насколько востребованы HR-специалисты? Ваш прогноз
на ближайшие 5 лет? Я часто
провожу аналогию с ИТ-специалистами. Насколько они востребованы? Раньше не
были, теперь да, и всегда будут. Современные HR-системы это уже не искусство, а
отдельная область знаний и технологий, и никакой генеральный директор, при всей
его психологичности и харизматичности, не может разорваться на все фронты
одновременно. Вы можете себе представить крупный бизнес, в котором генеральный
сидит на хелп-деске по вопросам установки программ? Почему же иногда считается,
что управление персоналом каким-то образом само установится, настроится, будет
грамотно функционировать? [Реплика в сторону: наверное потому, что каждый из
себя психолог и манагер, и имеет свое собственное разумение в этом вопросе,
что-то вроде: «положи ему большую зарплату и пусть работает, а не хочет – пусть
катится на все четыре!»] Постоянный тюнинг HR-систем по отношению к
бизнес-целям, постановка и поддержание адекватных технологий работы с
персоналом (именно не современных, а адекватных!) – вот важнейшие задачи
HR-специалистов. Вопрос от HR-чайника: почему компаниям важно иметь
HR-департамент, когда есть отдел кадров? Смотря,
каким компаниям. Смотря, какие у компаний задачи и какая у них организационная структура.
Смотря, какие задачи ставятся перед этими HR-подразделениями: учет, начисление
зарплаты, подбор и оценка компетенций, организация обучения, карьерное
консультирование, и прочее – их могут решать или отделы кадров, или
департаменты и даже дирекции по человеческим ресурсам. Для небольших организаций,
до 100 человек, никакого отдела подчас и не нужно, все решает генеральный
директор или менеджер. Напоминаю: непосредственно управлением и развитием
персонала занимаются всегда линейные менеджеры, а все эти отделы-департаменты
поставляют технологию и обеспечивают методологическую и
финансово-организационную поддержку! Как оценить эффективность деятельности по
управлению персоналом? ...отдела/департамента
по управлению персоналом? Так же, как и в случае с ИТ-департаментом. Если
«железо» и программы, а также система поддержки работают бесперебойно, то все в
порядке, ИТ-директор может и пасьянс разложить (шутка). Если системы и
процедуры поставлены и ваши линейные менеджеры в своей ежедневной работе их
грамотно применяют, то все в порядке. Разумеется, в условиях соответствия
политик и процедур задачам компании. Компания и рынок не стоят на месте, и
требуется быть постоянно начеку: не пора ли что-то изменить? Здесь помогают
различные показатели состояния, по отклонениям которых от контроля можно судить
об эффективности работы HR-подразделения. Это почти всегда косвенные показатели:
отзывы менеджеров, текучесть кадров, индексы удовлетворенности сотрудников,
изменения структуры мотивации и прочее. ...деятельности линейных менеджеров? Для этого существуют привязанные к
достижению компанией своих бизнес-целей прямые показатели: производительность
труда, качество продукции или сервиса, рост производства и клиентуры, отношение
оборота к затратам и другое, а также критерии эффективности их работы, в том
числе и связанные с тем, как они управляют своими сотрудниками, развивают их
(здесь косвенные показатели для HR-подразделения становятся прямыми для
линейных менеджеров: индексы удовлетворенности сотрудников, оценка мотивации и
т.д. Как соотносятся функции HR и корпоративного PR в
компании?
Это
до
некоторой степени разные стороны, или аспекты, одного и того же –
корпоративной
самоидентификации. Разные технологии, но одинаковое понимание
особенностей
компании, ее бизнес-стратегии, ее корпоративных ценностей и культуры.
Грамотный
PR должен быть уверенным в том, что все политики и процедуры управления
персоналом работают на положительный имидж компании, а грамотный HR
должен быть
уверенным в работоспособности схем и подходов, предлагаемых PR-службой.
Регулярный или неформальный PR всегда осуществляют люди компании
(человеческие
ресурсы), а на мотивацию персонала решающим образом влияет
позиционирование
компании по отношению к целевым аудиториям (связь с общественностью).
Чего не может сделать HR, а может корпоративный PR?
Смотря
какой
HR и какой PR. Есть случаи, когда HR с успехом выполняет функции связей
с
общественностью. Правда, не могу припомнить обратных примеров – наверное
потому, что HR-технологии уж слишком рутинные (хотя там есть элемент
творчества), а PR пока еще в большей степени искусство (хотя и здесь без
серьезного научного подхода дело не обходится)…
Корпоративная культура - дело PR или
HR-специалиста?
И
тех, и
других, причем они должны работать в связке. Культура предполагает
взаимоотношения, а это тема и HR-, и PR-специалистов.
Дайте профессиональный совет, как правильно хвалить
и критиковать сотрудников?
(1)
В
первом приближении – хвалить прилюдно, критиковать наедине, хотя все
определяется ситуационно.
(2) Всегда полагаться не на собственные ощущения, а на факты.
(3) Для этого
надо
иметь четкие политики и процедуры (прописные, а лучше – неписаные), на
основе
которых и делать оценку эффективности работы сотрудников.
(4) И делать
это
честно.
Какова самая сложная ситуация, с которой Вам
приходилось сталкиваться в практике HR-консалтинга?
Как
правило,
сложные ситуации связаны с:
(1) попыткой переложить ответственность за управление персоналом с
линейных
менеджеров на HR-специалистов («поговори
с ним, он что-то стал плохо работать!», «уволь
его с завтрашнего числа!», «узнай,
чего он хочет!» и т.п.);
(2) попыткой сэкономить на персонале без учета бизнес-рисков для
компании («какие тренинги? пусть книжку почитают»,
«зачем нам эти корпоративные праздники,
мы им и так хорошо платим», «нет, не
буду платить премию. мало ли, что я обещал!»;
(3)
непониманием менеджерами
важности открытой, честной внутренней коммуникации с персоналом («итак, о предстоящих сокращениях никому ни
слова!», «они все жалуются на низкую
зарплату? в многотиражке это публиковать нельзя, мы же не собираемся ее
повышать»);
(4) боязнью владельцев бизнеса передать управление (ответственность и
полномочия) менеджерам («нет, без моей
подписи никого не брать», «нет,
решать вопрос о доплатах рабочим ночной смены будет Совет директоров»,
«какие еще кандидаты? я же тебе сказал на
прошлой неделе: оформляй этого, который по рекомендации Ефимова»)...
В
общем случае, это всегда неготовность топ-менеджмента к изменениям.
Вы обладает более чем 20-летним опытом в
консалтинге по управлению персоналом, что самое трудное в работе HR-ка
для Вас?
А
«HR-к»
это что?... В моей работе самое трудное – оно же и самое интересное.
Помощь
бизнесу в разработке HR-стратегии, в разработке системы мотивации для
конкретной компании, с ее особенностями и «тараканами».
Ваши пожелания студентам-пиарщикам.
В
общем
смысле, open your mind! В узком смысле, постарайтесь понять поглубже,
как
отзовутся ваши идеи, коммуникации, мероприятия, как корпоративная идея
преломляется в умах сотрудников. Для этого, к примеру, ужасно полезно
было бы поработать
хотя бы некоторое время в HR-отделе, чтобы понять технологию
взаимоотношений с
персоналом. Трудно требовать от человека с негативным самоощущением
высоко
нести «корпоративное знамя». Важно понять, как это самоощущение
формируется в
ходе коммуникации, при компенсации, во время обратной связи и во всех
прочих аспектах
управления человеческими ресурсами.
|